Ay (a_u) wrote,
Ay
a_u

Categories:

праздничное

"Вагонетка Этьена сошла с рельсов в самом тяжелом месте прохода. Он никак не мог катить ее прямо по рельсам, врезавшимся во влажную землю; он бранился, выходил из себя и выбивался из сил, тщетно стараясь невероятными усилиями поставить колеса на место.
— Да погоди, — продолжала девушка. — Если будешь злиться, то ничего не выйдет.
Она ловко скользнула под вагонетку и одним усилием, спиной, приподняла ее и поставила на рельсы; вагонетка весила семьсот килограммов. Этьен, пораженный и пристыженный, лепетал какие-то извинения. Катрина показала ему, как расставлять ноги, чтобы лучше упираться в подпорки, стоящие по обе стороны галереи. Тело должно быть наклонено вперед, руки вытянуты так, чтобы можно было толкать вагонетку соединенными усилиями всех мускулов рук и ног. Во время одного из таких путешествий Этьен последовал за ней и видел, как она шла, изогнувши все тело и держа руки так низко, что казалось, будто она ползет на четвереньках, подобно карликам, которых показывают в цирках. Пот лил с нее градом, девушка задыхалась, суставы хрустели, но она продолжала работать без единой жалобы, с привычным безразличием, как будто жизнь на четвереньках — общий удел этих несчастных."


Это - отрывок из романа Эмиля Золя "Жерминаль". Действие, как вы догадались, происходит в штольне.

Я вспоминаю этот роман, когда вижу заламывания рук и читаю / слышу очередную мантру какой-нибудь девы на тему "ах, подлые, подлые феминистки, из-за них мне теперь приходится работать, вместо того чтобы плясать на балах и вышивать крестиком". Меня удивляет, что каждая такая дева видит себя в сияющем патриархальном прошлом если не царицей - то как минимум дворянкой, княжной, в крайнем случае - девушкой из респектабельной обеспеченной семьи, удачно выданной замуж за представителя "своего круга".

А меж тем не надо быть историком и археологом, чтобы чётко осознавать - как и сегодня, в прежние времена большинство людей любого пола работали, пахали, зарабатывали на хлеб. Женщины были кухарками, няньками, подёнщицами, прачками, санитарками, горничными, чернорабочими, ткачихами, горничными, занимались ремёслами.
Даже бурлаками были.



Кроме балов и вышивки, в мечтах часто описываются "обеспечение уюта" и вдумчивое воспитание детей? 
"Датский романист Андерсен-Нексе описывает виденное им в Андалузии: рядом со многими женщинами стоит колыбель, где спит или играет ребенок. Бедная испанская работница не состоянии отдать свое дитя кому-нибудь на попечение и потому берет его с собой на фабрику, где оно дышит едкой табачной пылью.
Масса грудных младенцев погибала от опия. Прикованные к швейной машинке матери не могли ухаживать за своими детьми и поэтому вынуждены были успокаивать их сонными средствами: теперь машинка могла стучать сколько угодно! Выжившие дети страдали обычно из-за недоедания золотухой и рахитом."


Про нашу рассейскую деревню прошлых веков, про соски из грязной марли с жёваных хлебом, про уровень младенческой смертности (включая инфантицид) вы и так в курсе. В какую "невыносимую лёгкость бытия" выливалось обеспечение уюта без современных систем водоснабжения, канализации, отопления, без стиральных машин и прочих девайсов - не буду углубляться, ибо это в первую очередь вопрос прогресса, мужчины точно так же мучились без айфонов и трансляций Кубка УЕФА.

При этом равный труд не предполагал равной оплаты и равных прав.
"Участие женщины в производительном труде наравне с мужчиной создавало ей равные с ним возможности. Однако полными правами ремесленница не пользовалась. После смерти мужа жена хотя и получала в наследство мастерскую и право мастера, но новых учеников брать не могла. Единственным выходом для продолжения дела мужа - это надо было выйти замуж за подмастерья."

Более того, то что женщина зарабатывала, или например получала в наследство - обычно ей даже не принадлежало. Она не могла распоряжаться деньгами и имуществом, это было собственностью мужа или брата или другого родственника мужского пола.
"Провозгласив свободу собственности центральной среди всех прав и свобод человека, Декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней и Гражданский кодекс Наполеона позаботились о максимальной централизации семейного имущества в руках одного лица - главы семьи, которым был законодательно объявлен муж - от него зависело - разрешить ли жене работать по найму или нет, именно он становился собственником заработанных женой денег, распределителем денежных сумм и иного имущества, входившего в приданое жены или полученного ею в наследство."


Не забываем, что образование для женщин часто было недоступным, то есть "социальные лифты" не работали, и возможности зарабатывать не-физическим трудом тоже были минимальны. И даже если талантливая женщина училась, старалась, чего-то добивалась - было существенное противодействие даже на официальном уровне (т.е. я не имею в виду предрассудки и стереотипы, которых и сегодня хватает) .

"Первая русская женщина-врач Надежда Прокофьевна Суслова получила обыкновенно дававшееся тогда девушкам образование. Однако, она настолько смогла подготовить себя сама, что выдержала в 1861 году экзамен на звание домашней наставницы, чтобы поступить вольнослушательницей в медико-хирургическую Академию.

Н.П.Суслова, обретя своими научными занятиями и специально научной работой большой практический опыт и оценив серьезное отношение к науке и способности женщин к медицине, просила разрешения в 1864 году посещать женщинам лекции в Медико-Хирургической академии. Однако, по уставу для университетов "по утвержденным для каждого университета правилам женщины не допускались даже к посещению лекций, ни к практическим занятиям, за исключением госпожи Кашеваровой".

В 1867 году Н.П.Суслова защитила диссертацию в Цюрихской медицинской академии, ей было присвоено звание доктора медицины, хирургии и акушерства. Вернувшись в Россию, в следующем году она получила свидетельство на право врачебной практики, где приобрела всеобщую известность.

Варвара Александровна Кашеварова родилась в 1843 году. В 15 лет она поступила в повивальный институт великой княгини Елены Павловны, закончила его с отличием. На экзамене перед авторитетной комиссией она просила в качестве награды за признанные ее успехи, позволить ей продолжить изучение медицины. В 1863 году Варвара Александровна поступила в медицинскую академию. В 1868 году В.А.Кашеварова получила впервые диплом женщины-врача в России, она же первой через несколько месяцев была принята в члены Медицинского общества.

Министерство народного просвещения не нашло возможным утвердить избрание Московским университетом доктором медицины Дочаковской приват-доцентом на кафедру гистологии, так как действующим уставом "не предусмотрено допущение лиц женского пола к преподаванию в университетах".



Это только отдельные примеры, то что на поверхности, то что связано именно с занятостью, правом на труд, правом на плоды своего труда. По-моему, даже этого достаточно чтобы не представлять "старые добрые времена" как общество, сплошь состоящее из коленопреклонённых трудяг-рыцарей в сияющих доспехах и порхающих Прекрасных Дам с пяльцами.
Tags: феминизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 556 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →